Menu

еду

Чудо с розами (нем. , исп. ) cредневековая легенда о чуде, которую рассказывают о нескольких католических святых. Обычно святой носит еду пленникам или бедным (в подоле или в корзине), что запрещалось строгим родственником, начальством или королём. А когда его останавливают и начинают проверять, этот святой лжёт, что в подоле у него розы, и действительно, этот хлеб превращается в розы.

Персонажи

  1. Святая Касильда (Испания, ум. ок. 1050)
  2. Годелина (Godelina) (Бельгия, 1045-1070)
  3. Святая Елизавета Венгерская (Венгрия, 12070la href="/wii/1231" title="1231">1231)
  4. Святая Изабелла Португальская (Португалия, 12710la href="/wii/1336" title="1336">1336)
  5. Святой Диего из Алькалы (Испания, ок. 14000la href="/wii/1463" title="1463">1463)
  6. Другие малоизвестные испанские святые: Santa Rosa de Viterbo; Santa Felicia de Obanos; San Veremundo

Легенда

Самым подробным и популярным в Европе стал рассказ об ландграфине Елизавете Венгерской:

Суровый муж запрещал Елизавете давать милостыню бедным. Как-то она несла в переднике хлеб, чтобы отдать его нищим, но по пути встретила мужа. Что там? спросил он строго. Святая вспомнила многочисленные кары, которыми он грозил ей и её подопечным, и солгала: Розы. Покажи! приказал муж. Святая развернула подол, и по слову её случилось чудо: там действительно оказались розы. Она была спасена.

В этом случае злым мужем Елизаветы оказывается Людвиг, ландграф Тюрингии. У легенды могут быть варианты она может встретить не мужа, а свекровь, и еду она может нести в корзине с крышкой.

Ту же самую историю рассказывают про её внучатую племянницу и тёзку Изабеллу, королеву Португалии, и короля Диниша. Видимо, именно благодаря сходству имён эта легенда очень легко эмигрировала. Дополнительное свидетельство вторичности характер короля Диниша очень хорошо известен благодаря источникам, это был жизнерадостный, щедрый и любвеобильный человек, и подобный запрет совершенно не вяжется с его репутацией.

Атрибутами обеих святых монархинь стала роза (в переднике или просто в руках). Их предшественницей является намного более легендарная личность святая Касильда Сарацинка, дочь некоего исламского правителя Толедо XI века, относившая еду христианам.

В XV в. легенда встречается в житие еще одного святого с Пиренейского полуострова Святого Диего. О нём говорят, что Диего был монахом францисканского ордена, благочестивым и щедрым на милостыню. Однажды братья по монастырю заподозрили его в том, что он относит еду нищим из монастырской кухни (и не зря). Но когда они поймали его и заставили показать, что завернуто в передник рясы, там оказались только цветы.

История, очевидно, была переложена (вдобавок, со сменой пола главного действующего лица) в кулуарах какого-нибудь католического монастыря. Это превращение свидетельство того, что происходило в воображении мужчин-монахов, вынужденных жить общежитийно и не иметь собственного имущества, царивших там склок, подозрений и слежки. (Дополнительная черта видовая определённость чудесных растений уже не дефинирована так чётко: мужчины не любят возиться с цветочками и разбираться в их разновидностях).

Переносное значение

В переносном значении чудо Елизаветы Венгерской означает событие, когда ложь волшебным образом оказывается правдой. Например, С. С. Форестер озаглавил одну из своих новелл о капитане Хорнблауэре Хорнблауэр и Елизавета Венгерская. Действие книги происходит в начале XIX в. Чтобы предотвратить доставку партии оружия сторонниками Наполеона из Америки в Европу, английский капитан лжёт этим французским аристократам, что император скончался, и клянётся в этом своей честью. Они отказываются от своих намерений, он же ощущает себя клятвопреступником, готовится уйти в отставку, а то и застрелиться. По пути в Англию приходит депеша, что Наполеон действительно скончался на святой Елене. Моральная дилемма разрешена, доброе имя капитана спасено.

Прочее

Hosted by uCoz