Menu

доставка

Атлантис STS-101 третий полёт шаттла по программе Международной космической станции. Основной задачей миссии была доставка на орбиту расходуемых материалов и оборудования и ремонт электро оборудования модуля Заря. Материалы и оборудование, доставляемое на станцию, было размещено в двойном транспортном модуле Спейсхэб, который располагался в грузовом отсеке шаттла.

Проблемы с российской ракетой-носителем Протон не позволили вовремя вывести на орбиту служебный модуль Звезда. Модуль Заря, который с ноября 1998 года находился в космосе, имел ресурс автономного полёта до марта 2000 года. В это время станция состояла из модуля Заря и модуля Юнити. В это время самой ранней датой запуска модуля Звезда считался июнь, но более реальной датой запуска были июль или август. Полёт STS-101 планировался из расчета, что модуль Звезда был бы уже в космосе и экипаж должен был бы провести обслуживание модуля Заря и привести в рабочее состояние модуль Звезда. Когда в ноябре 1998 года на орбиту был выведен модуль Заря, все были уверены, что до марта 2000 года (гарантированный срок функционирования аккумуляторных батарей модуля Заря) модуль Звезда будет на орбите в любом случае. Но проблемы с финансированием и авария ракеты-носителя Протон привели к непредвиденным задержкам. Так как запуск модуля Звезда задерживался, НАСА приняло решение вместо одного полета выполнить два полета Атлантис STS-101 и Атлантис STS-106. Во время полета STS-101 выполнить обслуживание модуля Заря, а во время полета STS-106 продолжить работы с модулями Заря и Звезда.

К этому времени в модуле Заря в рабочем состоянии находились четыре из шести аккумуляторных батарей. Экипаж шаттла Атлантис STS-101 должен был заменить вышедшие из строя аккумуляторные батареи модуля Заря, а также установить оборудование для перезарядки батарей, установить датчики задымления, газоанализаторы и системы связи. Во время выхода в открытый космос, астронавты должны были переместить кран Стрела с модуля Заря и временно закрепить его на модуле Юнити, так как существовала опасность, что кран мог стать помехой при стыковке модуля Звезда с модулем Заря.

Экипаж

Экипаж состоит из опытных астронавтов, только один новичок космических полётов Джеффри Уильямс.

Выходы в открытый космос

Это 5-й выход в космос связанный с МКС, 5-й выход по американской программе связанный с МКС. Это 2-й выход в космос Джеймса Восса и 1-й выход Джеффри Уильямса.

Подготовка к полёту

29 октября 1999 года руководство НАСА объявило, что шаттл Атлантис STS-101 отправится в космос не ранее 16 марта 2000 года.

27 января 2000 года старт шаттла Атлантис STS-101 был перенесен на 13 апреля 2000 года.

18 февраля 2000 года был утвержден окончательный состав экипажа шаттла: Джеймс Халселл (командир), Скотт Хоровиц (пилот), Мари Уэбер, Джеффри Уильямс, Джеймс Восс, Сьюзан Хелмс и Юрий Усачев. Ранее входившие в экипаж Эдвард Лу, Юрий Маленченко и Борис Моруков были переведены в экипаж шаттла Атлантис STS-106.

13 марта 2000 года старт шаттла Атлантис STS-101 был перенесен на 17 апреля 2000 года.

23 марта 2000 года старт шаттла Атлантис STS-101 был перенесен на 18 апреля 2000 года.

25 март 2000 года шаттл Атлантис был вывезен из здания вертикальной сборки на стартовую площадку 39А.

29 марта 2000 года старт шаттла Атлантис STS-101 был назначен на 20 часов 15 минут 24 апреля 2000 года. Стыковка с МКС 26 апреля. Возвращение на Землю 4 мая.

21 апреля экипаж шаттла прибыл на космодром на мысе Канаверал.

24 апреля в 18 часов 4 минуты астронавты заняли свои места в кабине шаттла, и люк за ними был закрыт. В 20 часов 7 минут, за 8 минут до пуска, старт был отменен из-за ветра, скорость которого превысила допустимую норму. Старт был перенесён на сутки и назначен на 19 часов 52 минуты 25 апреля.

25 апреля в 18 часов 18 минут (приблизительно за полтора часа до назначенного времени старта) старт вновь из-за сильного ветра был отменен и перенесён на 19 часов 29 минут 26 апреля.

26 апреля за девять минут до назначенного времени (19 часов 29 минут) третья попытка старта шаттла была отменена. Причиной отмены стали плохие погодные условия в Европе, в районе аэродромов аварийной посадки в Сарагосе (Испания), в Мороне (Испания) и Бен Гурире (Марокко). Старт Атлантиса состоится не раньше 11 мая.

5 мая старт шаттла Атлантис был назначен на 18 мая в 10 часов 38 минут.

15 мая экипаж шаттла прибыл на космодром.

16 мая старт шаттла Атлантис STS-101 был перенесён с 18 мая на 19 мая в 10 часов 11 минут.

19 мая 2000 года в 10 часов 11 минут шаттл Атлантис STS-101 успешно стартовал.

Полёт

После нескольких задержек, 19 мая в 10 часов 11 минут по Гринвичу шаттл Атлантис STS-101 успешно стартовал с космодрома мыса Канаверал. Шаттл направляется с Международной космической станции, которая в то это время была ещё необитаемой, и которая в момент старта Атлантиса находилась над Украиной. Этот 21-й космический полёт шаттла Атлантис был его первым полётом после капитальной плановой модернизации, которая с 1997 года продолжалась почти три года.

После первой коррекции параметры орбиты шаттла составляли 320х200 км (201х124 мили), наклонение 51,6`. После выхода на орбиту был открыт грузовой отсек шаттла. Через пять часов после старта, в 15 часов 11 минут, экипаж отправился ко сну, чтобы пробудиться в 23 часа 11 минут и начать первый полный день в космосе.

Подъём ото сна в 23 часа 11 минут 19 мая.

Астронавты занимались проверкой систем шаттла, подготовкой к стыковке с МКС, на и подготовкой к выходу в открытый космос, который состоится в ночь с 20 на 21 мая. Выходящие астронавты Уильямс и Восс. Астронавты Халселл и Уэбер проверяли работоспособность робота-манипулятора шаттла.

В 24 часа параметры орбиты шаттла составляли 320х160 км (199 x 98 мили). Атлантис находился на расстоянии 4350 км (2700 мили) позади МКС и приближался к станции на 880 км (546 миль) за каждый оборот вокруг Земли (~ 90 минут).

Отход экипажа ко сну в 13 часов 11 минут 20 мая.

С 21 часа 11 минут 20 мая до 13 часов 11 минут 21 мая.

21 мая в 4 часа 31 минуту шаттл Атлантис пристыковался к Международной космической станции. Люк между шаттлом и МКС будет открыт через сутки 22 мая. До открытия люка в станцию, состоится выход в открытый космос.

К выходу в открытый космос готовились астронавты Восс и Уильямс. Давление в кабине шаттла было снижено с 1 атм (14,7 фунтов на квадратный дюйм) (нормальное атмосферное давление) до 0,7 атм (10,2 фунтов на квадратный дюйм), которое соответствует давлению на высоте около 3000 метров над уровнем океана (10000 футов). Это делается для того, чтобы помочь астронавтам готовящемся к выходу в открытый космос привыкнуть к пониженному давлению и избежать кессонной болезни. При выходе в открытый космос внутри скафандра создается атмосфера из чистого кислорода, давление внутри скафандра составляет 0,3 атм (4,2 фунтов на квадратный дюйм).

Выход должен начаться в 3 часа 31 минуту (22 мая) и закончиться в 9 часов 01 минуту.

Параметры орбиты МКС и шаттла составляли 340х330 км (209х203 мили), период обращения 91 минута.

С 21 часа 11 минут 21 мая по 13 часов 22 мая.

Астронавты Джеймс Восс и Джеффри Уильямс работали в открытом космосе. Выход начался в 1 час 48 минут (22 мая) раньше, чем планировалось. Астронавты закрепили на внешней поверхности станции американский кран, завершили установку российского крана Стрела, заменили, вышедшую из строя, антенну системы коммуникации и установили на внешней поверхности станции несколько поручней. Эти поручни будут использоваться астронавтами для перемещения по внешней поверхности станции, при последующих выходах в открытый космос.

Выход в космос продолжался 6 часов 44 минуты и закончился в 8 часов 32 минуты. Астронавтам, находящимся вне корабля, ассистировал Скотт Хоровиц, роботом-манипулятором шаттла управляла Мари Уэбер.

Этот выход был 85-м в истории американской космонавтики, 49-й выход из Спейс шаттла и 5-м выходом, связанным с МКС.

Экипаж готовился к открытию люка и перехода в МКС.

С 20 часов 56 минут 22 мая до 12 часов 41 минуту 23 мая.

Астронавты начали открывать люки в МКС. Им предстояло открыть пять люков. Весь процесс продолжается около часа. Первым открывался люк между шаттлом и стыковочным адаптером 2, затем между стыковочным адаптером 2 и модулем Юнити, между модулем Юнити и стыковочным адаптером 1, между стыковочным адаптером 1 и модулем Заря, люк в кормовом отсеке модуле Заря.

Первыми в станцию входили Юрий Усачев и Сьюзан Хелм. Им была предоставлена возможность первым осмотреть место их будущей многомесячной работы. Юрий Усачев, Сьюзан Хелмс и Джеймс Восс составят второй долговременный экипаж МКС.

В 0 часов 3 минуты (23 мая) был открыт первый люк. Через полчаса был открыт второй люк, и астронавты Хелмс и Усачев вошли в модуль Юнити. К ним присоединился Джеймс Восс. В 0 часов 53 минуты Хелмс и Усачев вошли в модуль Заря. Последний люк был открыт в 0 58 минут. Астронавты контролировали состав воздуха в станции, концентрацию углекислого газа и системы вентиляции. Все параметры были в норме.

После входа в станцию, астронавты приступили к работе. Усачев и Хелмс заменили две, вышедшие из строя, аккумуляторные батарей и связанные с ними электронные системы управления в модуле Заря. Еще две батареи будут заменены в последующие дни. Астронавты заменили три старых огнетушителя тремя свежими. Астронавты также занимались ремонтом систем коммуникации в модуле Юнити.

Астронавты начали переносить из шаттла доставленные на станцию материалы и оборудование.

С 20 часов 41 минута 23 мая до 12 часов ?? минут 24 мая.

Астронавты продолжили переноску материалов и оборудования в станцию. В общей сложности им предстояло переместить более 1,5 тон (3381 фунтов) грузов. Была заменена ещё одна аккумуляторная батарея в модуле Заря. После зарядки, все батареи нормально функционировали. Астронавты также установили детекторы дыма и воздушные фильтры.

Командир Атлантиса Джеймс Халселл и пилот Скотт Хоровитц 27 раз в течение часа включали двигатели шаттла и подняли орбиту всего комплекса почти на 16 км (10 миль). В последующие дни орбита станции будет поднята ещё дважды. После этих операций орбита станции поднимется до 370 км (233 мили).

В 3 часа 21 минуту астронавты проводили пресс-конференцию для радио и телевизионных станций США.

Параметры орбиты МКС и шаттла составляли 350х340 км (219х212 мили), период обращения 91 минута.

С 20 часов 41 минута 24 мая до 12 часов 11 минут 25 мая.

Астронавты продолжили переноску материалов и оборудования в станцию. Была заменена четвертая и последняя из намеченных к замене аккумуляторная батарея в модуле Заря.

Астронавты установили в станции велотренажер.

Командир Атлантиса Джеймс Халселл и пилот Скотт Хоровитц провели вторую коррекцию орбиты комплекса. Орбита была поднята ещё на 15 км (9 миль).

С 20 часов 11 минут 25 мая до 26 мая

Астронавты закончили переноску грузов из шаттла в Станцию. Была проведена третья коррекция орбиты комплекса. Экипаж начал подготовку к закрытию люков станции и расстыковке, которая запланирована на 23 часа 7 минут 26 мая.

В 5 часов 23 минуты астронавты Хелмс и Усачев начали закрывать люки станции. Последний люк был закрыт в 8 часов 4 минуты. В это время комплекс находился на высоте 376 км (234 мили) над Красным морем.

В общей сложности астронавты шаттла провели в станции 3 суток 8 часов и 1 минуту, в течение которых были открыты люки в станцию. В 23 часа 3 минуты шаттл отстыковался от МКС. Шаттл и станция находились в состыкованном состоянии 5 суток 18 часов 32 минуты.Шаттл сделал пол-оборота вокруг станции.

После отхода шаттла, орбита станции имела следующие параметры: 383х370 км (238х230 миль), период обращения 92 минуты.

В 23 часа 41 минуту были включены двигатели шаттла и он покинул станцию.

С 20 часов 41 минута 26 мая до 12 часов 11 минут 27 мая

Астронавты готовились к возвращению на Землю. В 3 часа 41 минуту была проведена пресс-конференция экипажа с журналистами, которые собрались в американском и российском центрах управления полётом.

Шаттл удалялся от станции на 11 км (7 миль) за каждый виток вокруг Земли. Посадка назначена на 5 часов 20 минут 29 мая.

Шаттл имел две возможности приземления на космодроме во Флориде 29 мая. Первая возможность в 6 часов 20 минут (включение тормозного двигателя в 5 часов 16 минут), вторая возможность в 7 часов 56 минут (включение тормозного двигателя в 6 часов 53 минуты).

С 20 часов 11 минут 27 мая до 12 часов 11 минут 28 мая Астронавты готовились к возвращению на Землю. Проверяли системы шаттла, укладывали вещи и инструменты.

С 20 часов 11 минут 28 мая до 6 часов 20 минут 29 мая.

Шаттл Атлантис успешно вернулся на Землю 29 мая 2000 года.

В 1 час 13 минут началась подготовка к торможению и спуску с орбиты. В 2 часа 33 минуты был закрыт грузовой отсек шаттла. В 3 часа 49 минут астронавты надели свои скафандры и в 4 часа 13 минут заняли свои места в креслах.

В 4 часа 49 минут экипаж получил разрешение на приземление. Тормозной двигатель был включен в 5 часов 12 минут. Тормозной двигатель отработал 3 минуты и 5 секунд. В 6 часов 20 минут шаттл Атлантис приземлился на посадочную полосу 15 в космическом центре им. Кеннеди во Флориде. Продолжительность полёта составила 9 суток 20 часов 9 минут 7 секунд.

Hosted by uCoz