Menu

Вкусная еда готовить дома

вкусная еда готовить дома

Туве Янссон (швед. ),  ) (9 августа 1914 27 июня 2001) известная финская писательница, художница. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о Муми-троллях. Писала на шведском языке.

Биография

Янссон родилась в богемной семье: мать видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, отец признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребенком в семье. Ее брат Пер-Улоф (р. 1920) впоследствии станет фотографом, а другой брат Ларс (19260b000) художником.

По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Интересно, что Янссон много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила о отце. Много известно о ее шведской родне и почти ничего о финских родственниках по линии отца. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блиде, недалеко от Стокгольма.

Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя, вспоминала Туве.

В 15 лет Янссон уезжает учиться в Швецию, получив диплом факультета изящных искусств Шведской Художественной Академии, она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определенного признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.

Завершив учебу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.

Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-Троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми долине. Эти книжки, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только Шляпа волшебника была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей (Маленькие тролли и большое наводнение, Муми-тролль и комета, Шляпа волшебника, Опасное лето, Мемуары Муми-папы, Волшебная зима, Папа и море, В конце ноября), один сборник рассказов Дитя невидимка, 4 книжки в картинках (Опасное путешествие, А что потом, Кто утешит малютку, Мошенник в доме Муми-троллей). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам Опасного лета она сначала написала пьесу Муми-тролли за кулисами, а затем либретто к мюзиклу Муми-опера.

К обрушившейся на нее популярности Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, ее раздражала излишняя коммерциализация ее творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с Муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась он журналистов и надоедливых почитателей.

Успех во всем мире Шляпы волшебника привлек к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать. Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило ее: все друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре. Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The evening news в 20 сентября 1954. На пике популярности Муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 стран и публиковался 58 изданиями.

Первоначально Янссон лично рисовала каждую полосу комикса, но вскоре эта работа ей наскучила и она передала ее брату Ларсу, который без остановки придумывал и рисовал муми-комиксы на протяжении 20 лет, превратив их в очень доходный бизнес.

Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что, в первую очередь она художник, и очень серьезно к своей литературной деятельности не относилась. Однако, ее картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о Муми-троллях.

Среди работ Янссон как художника самыми известными являются:

  • фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
  • настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
  • настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
  • роспись алтаря в церкви города Теува (1954)

С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон уникальны тем, что привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже серьезных ученых. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, ее сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу. В ее книгах находят отголоски дзен буддизма и христианства, отсылки к философии Канта и эволюционной теории Дарвина.

Празднование 80 дня рождения Янссон в 1994 превратилось в государственное мероприятие по масштабу и пафосу сопоставимое с Днем Независимости. День рождения обожаемого автора страна отмечала фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя.

В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг.

В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что Творчество Туве Янссон самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса.

Награды, которых была удостоена Туве Янссон:

  • Премия имени Нильса Хольгерсона лучшему детскому писателю года (1953)
  • Медаль Г-Х Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966)
  • Премия Шведской Академии Искусств (1972)
  • Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976)
  • Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978)
  • Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу (1993)
  • Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995)
  • Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996)

С 2002 года в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.

Помимо шведского и финского языков (которые были для нее родными), Туве Янссон свободно говорила на английском, французском, со словарем читала по-немецки.

Личная жизнь

В молодости Туве Янссон много и активно общалась с противоположным полом, и даже была одно время обручена с журналистом Ато Виртаненом. По причинам, которые до сих пор остаются загадкой, помолвка была расторгнута (предположительно, самим Виртаненом). Перешагнув за рубеж в 35 лет, Янссон осознала свою бисексуальность и с тех пор поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами. В то время в Финляндии в богемной среде однополые отношения считались приемлемыми, хотя общество, в целом, к лицам нетрадиционной ориентации относилось негативно.

С 1956 года постоянным партнером Янссон стала художница Тууликки Пиетиля (19170b009). Янссон и Пиетиля прожили вместе 45 лет. Тууликки стала прототипом созерцательной и философской Туу Тикки из повести Янссон Волшебная зима факт, которым Пиетиля очень гордилась. Не единожды в интервью она говорила: Вы знаете, что Туу Тикки это я? Туве списала этот персонаж с меня.

Долгое время им удавалось с успехом скрывать свою связь. На вопросы интервьюеров о личной жизни Янссон неизменно отвечала, что является принципиальным противником института брака и не хочет иметь детей по философским убеждениям. Янссон и Пиетиля открыто рассказали о своих отношениях на пресс-конференции в 1993 году.

По завещанию Янссон именно Пиетиля унаследовала недвижимость, которой владели женщины (две квартиры в Хельсинки и остров Кловхарун). Авторские права на книги перешли во владение племянницы Софии Янссон (дочери Ларса).

Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) быстро сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести очень скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом, и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.

Остров Кловхарун

Остров в Финском заливе, на котором несколько десятилетий Туве Янссон проводила каждое лето, в настоящий момент находится в собственности наследников писательницы, которые совместно с Правительством Финляндии превратили его в музей-заповедник. Доступ на остров для всех желающих открыт в летние месяцы. На Кловхаруне можно посетить домик Янссон, в котором развернута экспозиция ее картин.

Муми-тролли и прочие работы

Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 (Маленькие тролли и большое наводнение, написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала её вторая повесть Муми-тролль и комета (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга Шляпа волшебника (1949) дала толчок муми-буму во многих странах мира.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла.

Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Особенности творческой манеры

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янсон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дола имитирует жизнь семьи самой Янсон с точки зрения ребёнка неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янсон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести Папа и море). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя (Папа и море). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом (Комета прилетает).

Другой важный мотив творчества Туве Янсон это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах (Опасное лето).

И, конечно, одна из определяющих тем Муми-серии тема одиночества. Одинок Муми-тролль (особенно это ощущается в Волшебной зиме), одинок Снусмумрик и многие другие персонажи в глубине своей души одиноки. Физическим воплощением этого одиночества души явилась Морра: бесконечно одинокая, ледяная, непонятая и пугающая в первых книгах и оттаявшая в последних. Муми-тролль боится показаться смешным, страдает от насмешек Мю, переживает массу внутренних конфликтов наедине сам с собой. В Волшебной зиме он впервые так остро ощутил одиночество, а в Папа и море повзрослел и научился быть один.

Мумин-Уорлд

На острове близ г. Наантали (20 минут на автобусе # 110 или 11 от Турку) открыт тематический парк Страна муми-троллей, посвящённый героям серии книг про Муми-троллей. Парк функционирует в летнее время и закрывается в последнюю неделю августа, когда муми-тролли впадают в спячку.

Культурное значение

В Финляндии популярность созданных Янссон персонажей (Муми семейство, романтичный Снусмумрик, практичный Снифф, веселая и бесшабашная Малышка Мю) давно стала культовой. Свидетельств тому множество: от тематического парка по мотивам книг Янссон до целой лавины всевозможной сувенирной продукции с Муми тематикой. Персонажи, созданные Янссон, являются такой же неотъемлемой частью современной массовой культуры, как герои Уолта Диснея или творения Стэна Ли и студии Marvel. О значимости того или иного произведения принято судить по его коммерческой ценности. Доходы от реализации продукции, эксплуатирующей образ муми-троллей, составляют такую же часть государственного бюджета Финляндии, что и налоговые отчисления корпорации Noia.

Библиография

  • Маленькие тролли и большое наводнение (1938, опубликована 1945, переработанное издание 1991)
  • Погоня за кометой (1946, затем издавалась под заголовком Муми-тролль и комета, переработанное издание под названием Комета прилетает 1968)
  • Шляпа волшебника (1949)
  • Бравады Папы Муми-тролля (1950, переработанное издание под названием Мемуары Папы Муми-тролля 1968)
  • Что дальше? (1952, книжка-картинка)
  • Опасное лето (1954)
  • Волшебная зима (1957)
  • Кто утешит малютку? (1960, книжка-картинка)
  • Дитя-невидимка (1962, сборник новелл)
  • Папа и море (1965)
  • В конце ноября (1970)
  • Жуткое путешествие (1977, книжка-картинка)
  • Муми-тролли (1977), сборник комиксов
  • Мошенник в доме муми-троллей (1980, книжка-картинка)
  • Муми-тролли (1981), сборник комиксов

Примечание: книги комиксов представляли собой переиздание в книжном формате комиксов, ранее появлявшихся в периодических изданиях.

  • Дочь скульптора (1968) автобиографическая повесть
  • Летняя книга (1972) повесть
  • Умеющая слушать (1971) сборник рассказов
  • Город солнца (1974) роман
  • Игрушечный дом (1978) сборник рассказов
  • Путешествие налегке (1987) сборник рассказов
  • Честная игра (1989) сборник рассказов
  • Письма Клары (1991) сборник рассказов
  • Записки с острова (1996) повесть
  • Послания (1998) сборник рассказов

Фильмы о Туве Янссон

В 2004 вышел документальный фильм Tove and Tooti in Europe производства финской кинокомпании Lumifilm.

Книги о Туве Янссон

В Финляндии давно и много пишут о Янссон. Еще при жизни писательницы журналист Юхани Толванен опубликовал книгу Клянусь своим хвостом (Vid min svans, 2000), посвященную творчеству Т.Янссон. В 2003 году журналистка Кристина Бьерк опубликовала биографию писательницы Не только муми-тролли (Mer an mumin). Спустя год свет увидел сборник воспоминаний о Туве Янссон По дороге с Туве: друзья и родственники вспоминают Туве Янссон (Toven matassa). Наконец, в 2007 вышла в свет монументальная работа профессора литературоведения Буэль Вестин Туве Янссон: слово, рисунок, жизнь (Tove Jansson: ord, bild, liv), в которой на более, чем 500 страницах рассказывается о жизни и творчестве Янссон.

Hosted by uCoz