Menu

игры

Мобильная игра игровая программа для мобильных устройств, например сотовых телефонов, смартфонов, коммуникаторов, КПК и прочих (за исключением ноутбуков).

На данный момент особенно распространены мобильные игры для платформы Java Micro Edition. Эту платформу поддерживают большинство современных мобильных устройств, в том числе большинство сотовых телефонов стандарта GSM, используемого в России.

Технологии

Установка игр в мобильный телефон осложняется такими техническими ограничениями:

Поэтому существует несколько технологий мобильных игр.

Решения на машинном коде изначально ориентированы на определённую платформу. Поэтому такие игры показывают самый высокий уровень производительности и используют все мультимедийные возможности аппарата, но недоступны для других платформ.

Исторически первая, простейшая технология написания мобильных игр на машинном коде в составе прошивки устройства. Такие игры существуют даже для дешёвых телефонов; впрочем, такие игры без исходных кодов прошивки практически невозможно заменить или удалить.

В смартфонах и карманных компьютерах применяются устанавливаемые игры на машинном коде (как на обычных компьютерах), например, игры для N-Gage. Как и любая другая программа, такая игра может содержать деструктивный код. С этим борются с помощью сертификации игр, однако не все производители или издатели могут позволить себе это, а иногда расходы на сертификацию могут стать причиной более высокой цены на игру.

Решения на промежуточных кодах способ не привязывать мобильные игры к конкретной архитектуре процессора, операционной системе или прошивке.

Sun J2ME (Java 2 Micro Edition, в просторечии Java) одно из самых распространённых средств для разработки игр для мобильных телефонов. Лёгкость портирования позволяет выпускать одну и ту же игру на большое число различных устройств. Использование виртуальной машины для выполнения промежуточных кодов позволяет ограничить доступ приложения к данным телефона для повышения безопасности, однако это же зачастую приводит к снижению функциональности.

Несмотря на то, что промежуточный код предназначен для выполнения на большом количестве устройств, на разных телефонах реализации виртуальной машины и аппаратные спецификации могут отличаться. Это может привести к проблемам с совместимостью игры с различными устройствами, особенно при использовании разработчиками дополнительных библиотек. Например, различные устройства могут справляться по-разному с воспроизведением MMAPI при высоких нагрузках, а некоторые могут не работать и вовсе. Другими распространёнными проблемами являются различное количество доступной распределённой памяти устройства и разные размеры дисплеев (на некоторых телефонах можно производить поворот экрана или осуществлять динамическое изменение разрешения дисплея), что также только добавляет проблем разработчикам.

Платформа от Apple, существует в виде телефонов и плееров от самого Apple. Мобильные игры пишутся на Objective C.

Платформа от Google, существует в виде бесплатной ОС, используемой производителями телефонов. Мобильные игры пишутся на Java, позже в Android SDK появилась возможность делать это и на C++.

DoCoMo DoJa альтернативный набор Java-библиотек (Java-профиль), несовместимый с J2ME. Распространён в Японии.

Qualcomm BREW (Binary Runtime Environment for Wireless) представляет собой специальную виртуальную машину, оптимизированную под скорость и небольшой размер. Распространён в США. Под BREW можно программировать на Си или на Java. Появившись позже J2ME, BREW избежал большинства проблем, присущих Java-платформе. BREW имеет большую скорость выполнения промежуточного хода, встроенную защиту от копирования и более жесткую стандартизацию. SDK бесплатен, но в свою очередь для конечного продукта необходима дорогостоящая сертификация в Qualcomm, а для отладки специальное устройство.

Synergenix Mophun (искажённое More fun).

Полноценная Mophun-машина и лишь номинальная поддержка J2ME были в мобильном телефоне Sony Ericsson T610. Впрочем, через некоторое время сама компания Sony Ericsson отказалась от поддержки Mophun.

Подавляющее большинство игр написано в жанре аркада и головоломка. Изредка встречаются представители других жанров. Основным ограничением для разнообразия жанров является устройство ввода. Например, для удобной игры в 3D-шутер желательна возможность одновременного наведения на цель и стрельбы использование двух клавиш одновременно, что затруднено на маленьких клавиатурах мобильного телефона, а стратегии в реальном времени изначально ориентировались на управление джойстиком или компьютерной мышью.

Чтобы привлечь потенциального покупателя, зачастую выпускаются мобильные игры с использованием известного бренда (например, Doom RPG), по мотивам недавно появившегося фильма или полноценной видеоигры, или с использованием обнажённой натуры.

Портирование игр

Для того, чтобы игра могла приносить прибыль, важно, чтобы её поддерживало большое количество телефонов. При этом технические особенности разных аппаратов сильно различаются: например, максимально возможный размер приложения или объём ОЗУ. Обычно пишут игру для некоторого среднего телефона, а затем модифицируют под остальные.

Для отладки конечного продукта может использоваться эмулятор (наиболее дешёвый вариант) или настоящие устройства (более дорогостоящий, но надёжный вариант). Почти у всех компаний-разработчиков есть инструментарий, упрощающий портирование. Как правило, он является коммерческой тайной, хотя существуют коммерческие решения (напрмер Celsius) и доступные бесплатно для некоммерческого использования (например J2ME Polish).

В большинстве телефонов можно, легально скачав игру, скопировать JAR-файл с телефона на компьютер и затем распространять. Поэтому некоторые игры защищаются от копирования.

Помимо закрытия пиратских сайтов, встречаются такие технологии защиты:

Своеобразной защитой от копирования является большое количество портов на плохо совместимые между собой платформы. Часто владелец мобильного телефона после долгих поисков находит игру, конвертированную с другого телефона без наличия исходных текстов: с пиктограммой, не соответствующей телефону, с размером экрана, большим или меньшим, чем надо, с недостаточным количеством графики и без звука.

На стадии внедрения находится стандарт OMA DRM. Кроме того, во многих телефонах запрещена перекачка любых Java-файлов на компьютер.

Hosted by uCoz