Menu

Еда на дом казань

еда на дом казань

Владислав Францевич (Францович) Залеский (3 или 30 января 1861 г., г. Казань 15 февраля 1922 г., г. Томск) российский правовед, экономист, общественный и политический деятель консервативной направленности, один из лидеров правомонархического (черносотенного) движения в г. Казани и Казанской губернии, редактор, издатель, публицист, поэт.

Происхождение, учёба, мировоззрение

В. Ф. Залеский родился в семье приват-доцента Императорского Казанского университета, поляка-католика Франца Францовича (Карловича) Залеского (сосланного в г. Казань) и православной казачки дочери есаула Уральского казачьего войска В. Г. Денисовой. Отец В. Ф. Залеского происходил от одной из линий рода потомственных дворян Залеских герба Любич Волынской губернии, не признанной по российским законам в дворянстве. Мать являлась потомственной дворянкой Казанской губернии, но сам В. Ф. Залеский, крещёный в православии и считавший себя русским, был принят в сословие потомственных дворян Казанской губернии лишь в начале 1909 г. по чину действительного статского советника и цензу городской недвижимости. Его отец Ф. Ф. (К.) Залеский известен также как художник-любитель, оставивший любопытные зарисовки жителей г. Казани середины XIX в., в том числе портрет Н. И. Лобачевского.

Рано потеряв родителей и младшую сестру, В. Ф. Залеский воспитывался у тётки. Он получил классическое дворянское образование, изучив, помимо русского, польский, французский и немецкий языки. С 1874 г. В. Ф. Залеский учился во 2-й Казанской гимназии, затем перевёлся в 3-ю Казанскую гимназию, которую закончил в 1880 г. с золотой медалью. В эти годы он дружил с такими известными впоследствии людьми, как член ЦК партии кадетов юрист Г. Ф. Шершеневич и один из членов-учредителей Русского Собрания (РС) историк Н. П. Лихачёв, с первым из которых разошёлся во взглядах уже в гимназии, а со вторым долгое время оставался в товарищеских отношениях.

В 1880 г. В. Ф. Залеский поступил на физико-математический факультет Императорского Казанского университета, который закончил в 1885 г. со званием действительного студента естественных наук. В студенческие годы в его мировоззрении произошёл перелом, положивший начало становлению В. Ф. Залеского как убеждённого консерватора. Первоначально он симпатизировал либералам, но открытые конфликты с прогрессивными студентами и знакомство с либеральным учением привели его к выводу о том, что либерализм есть целая система ложных принципов.

В дальнейшем В. Ф. Залеский обосновал и развил эти мысли в своих книгах и статьях, в том числе: Либерализм, Либеральная инквизиция, Закулисная сторона либерально-прогрессивного движения и других. Отстаивая в противовес либеральным консервативные принципы, он утверждал, что народ в Русском Самодержавии не устраняется от дел государственного строительства. Участие своё в этой области, писал В. Ф. Залеский, Русский свободный Народ проявляет не в форме юридически для монарха обязательных постановлений парламентского большинства, а в виде имеющего лишь нравственную обязательную силу мнения лучших людей Русской Земли. 0РЗападно-европейское парламентарное государство учёные называют правовым государством. Русское же самодержавное государство я назову религиозно-нравственным государством .

Семья, дети, личные качества, образ жизни

В марте 1885 г. В. Ф. Залеский женился на русской оперной артистке Н. И. Панафутиной; имел в браке трёх дочерей Елену, Ольгу и Татьяну. Но его семейная жизнь сложилась несчастливо: в 1895 г. у В. Ф. Залеского произошёл разрыв с женой, а в 1905 г. она окончательно ушла из дома, инициировав судебный процесс об алиментах. Вслед за матерью В. Ф. Залеского покинули дочери, что явилось для него большим потрясением: под влиянием семейной драмы В. Ф. Залеский начал вести образ жизни, по словам некоторых его знакомых, близкий к аскетизму.

В. Ф. Залеский получил известность как крупный учёный, блестящий оратор и публицист, популярный политический деятель, теоретик и практик профессионального образования, поэт, фотограф и краевед. При этом, по свидетельствам современников, он обладал очень противоречивым характером. Неприятие лицемерия, религиозность, музыкальное эстетство, научная эрудиция и поэтический дар уживались в нём с буйным нравом, заносчивостью, вспыльчивостью, обидчивостью и высокомерием, нередко делавшими В. Ф. Залеского участником судебных тяжб и героем газетных хроник.

В молодости В. Ф. Залеский злоупотреблял алкоголем, но в 1883 г. поборол в себе этот порок, став пропагандистом трезвого образа жизни. Позднее он разработал и в 1912 г. опубликовал Проект полного искоренения пьянства, предлагая бороться с алкогольным вырождением народа путём введения принудительной соединённой продажи казённого вина и сахара, в результате чего последний постепенно должен был вытеснить из употребления веселящие напитки.

В. Ф. Залеский открыто заявлял о своём черносотенстве, являлся убеждённым юдофобом, русским националистом, панславистом и сторонником расовых теорий. Вместе с тем, он не пренебрегал и своими польскими корнями, о которых ему напоминали как оппоненты из консервативного лагеря, так и политические противники слева: например, газета Волжский Вестник называла В. Ф. Залеского поляком-казаком с профессорским дипломом .

Научная карьера, профессиональная деятельность

После окончания университета В. Ф. Залеский жил в имении, занимался сельским хозяйством. С 23 сентября 1887 г. по 11 января 1888 г. он отбывал по жребию воинскую повинность канониром во 2-й артиллерийской бригаде. В 1889 г., сдав экзамен государственной испытательной юридичической комиссии при Императорском Казанском университете, был удостоен диплома первой степени. В 1891 1892 гг. В. Ф. Залеский выдержал в Императорском Казанском университете испытание на степень магистра политической экономии, 6 октября 1892 г. был удостоен звания приват-доцента юридическим факультетом Императорского Московского университета, 30 октября 1894 г. учёной степени магистра политической экономии юридическим факультетом Императорского Санкт-Петербургского университета, 14 февраля 1899 г. доктора политической экономии юридическим факультетом Императорского Новороссийского университета.

С 23 января 1893 г. В. Ф. Залеский состоял приват-доцентом Императорского Казанского университета по кафедре политической экономии и статистики, с 15 января 1895 г. начал преподавать энциклопедию и историю философии права. 20 июня 1900 г. он был назначен экстраординарным, а 21 июня 1901 г. ординарным профессором Императорского Казанского университета по кафедре энциклопедии и истории философии права. В 1908 г. В. Ф. Залеский был пожалован вне правил, ко дню Святой Пасхи чином действительного статского советника. Всего известно о награждении В. Ф. Залеского орденами Святой Анны 2 степени и Святого Станислава 2 и 3 степеней.

Кроме этого, с апреля 1890 г. по 15 октября 1894 г. В. Ф. Залеский являлся помощником присяжного поверенного, а с 15 октября 1894 г. по 30 июня (или 30 июля) 1900 г. присяжным поверенным округа Казанской судебной палаты, с 12 декабря 1889 г. по 27 августа 1897 г. состоял почётным мировым судьёй Лаишевского округа Казанской губернии, в 1886 1893 гг. гласным Лаишевского уездного и Казанского губернского земского собраний.

В. Ф. Залеский сотрудничал в целом ряде научных обществ (в том числе избирался членом Казанского отдела Императорского Русского Военно-Исторического Общества, почётным членом Московского Славянского Вспомогательного Общества и других), являлся автором большого количества книг и статей по проблемам антропологии, истории, философии, экономики, юриспруденции и другим дисциплинам. Список его учёных трудов, редактируемых изданий и публицистических статей, приводимый в приложении к опубликованному в 1913 г. Опыту характеристики В. Ф. Залеского, включал в себя 104 пункта.

С 1886 г. В. Ф. Залеский начал помещать в казанской прессе статьи по хозяйственно-экономическим вопросам, обращая основное внимание на проблемы обезлесения Волжско-Камского края, развития сельского хозяйства, налогообложения крестьянства, оценки городской недвижимости и т. д. Тем же проблемам были посвящены его выступления на заседаниях Казанского губернского земского собрания.

Первой научной работой В. Ф. Залеского являлась магистерская диссертация Учение о ценности, положения которой он развил в статье Психологическая теория ценности и брошюре Das Problem der Profit-Entstehung vom Standpunte der psychologishen Wertth-Theorie. Следующей крупной экономической работой В. Ф. Залеского стала докторская диссертация, изданная под названием Учение о капитале, которую предваряли брошюра Мировой закон ценности и статья К вопросу о ценности и происхождении прибыли на капитал. Являясь приверженцем так называемой психологической теории ценности, В. Ф. Залеский утверждал, что ценность благ устанавливается на основании суждения о ней, а высота меновой ценности определяется высотою потребительной ценности, сравнительной редкостью и издержками производства; критиковал трудовую теорию ценности К. Маркса, доказывая её абсолютную ложность и необоснованность. В. Ф. Залеский утверждал, что прибыль на капитал есть результат участия в производстве особого фактора так называемого пользования капиталом, состоящего в применении к производству энергии, получаемой не от человеческого труда, а из особых источников.

Основными трудами В. Ф. Залеского по философско-юридическим вопросам являются: Власть и право. Философия объективного права, переведённая на французский язык и изданная в сокращённом виде в 1899 г. в г. Париже с предисловием профессора Л. Эннебика под названием Le pouvoir et le droit. Philosophie du droit objectif, Лекции Истории Философии Права и Лекции Энциклопедии Права. Одновременно В. Ф. Залеский занимался историко-юридическими исследованиями, опубликовав по данной тематике такие книги и статьи, как: К столетию Казанского Императорского Университета. История преподавания Философии Права в связи с важнейшими данными внешней истории юридического факультета, Сводная таблица расположения лекций на юридическом факультете Казанского Императорского университета за время с 14 февраля 1805 по 1 мая 1903 г., Гражданская практика Казанских Судебных установлений первой четверти XIX столетия, Казанский разбойник Быков и бродяга, назвавшийся Чайкиным, Из Казанской старины, К истории просвещения инородцев Казанского края в XVIII столетии, рецензию на работу профессора Н. П. Загоскина История Казанского Университета и другие.

Результаты антропометрического исследования В. Ф. Залеского скелетов Быкова и Чайкина, а также данных членов шайки, похитившей в 1904 г. чудотворную Казанскую икону Божьей Матери, были опубликованы (вместе с авторскими фотоснимками) в 19040a905 гг. в журнале Archivio di Psichiatra, Neuropatologia, Medicina legale ed Antropologia criminale (г. Турин) в статьях Come possa l0Сntropologia criminale rivelare la colpevolezza o l0Щnnocenza di un uomo anche dallo scheletro. Il brigante Casanese Byow e il vagabondo chiamato Ciajin (vol. XXV) и Una banda di sacrileghi professionali (vol. XXVI) с примечаниями его издателя профессора Ч. Ломброзо.

Радикальные взгляды В. Ф. Залеского на еврейский вопрос, окончательно сформировавшиеся под влиянием революционных событий 1905 1907 гг., получили своё концептуальное оформление в целом ряде выступлений, работ и статей, в том числе: Психическое убожество иудеев, Тайна крови. К вопросу о ритуальных убийствах, Равноправие или исход?, Всемирный обман, Властелин мира, Мудрый совет, данный в XV столетии и других. Основываясь на концепции интеллектуально-психической неполноценности иудейства, представляющего, по его выражению, общество низшего порядка по сравнению с арийскими обществами, В. Ф. Залеский подверг резкой критике философские, общественно-политические, экономические, этические и эстетические взгляды Б. Спинозы, К. Маркса, Ф. Лассаля, Г. Гейне, Д. Ло и Д. Риккардо (намереваясь в дальнейшем продолжить этот ряд), сочетая расовый подход с подробным анализом их произведений, а также на основании обобщения исторических свидетельств предпринял попытку комплексного обоснования теории совершения иудеями ритуальных убийств. Одновременно В. Ф. Залеский утверждал о существовании иудейско-масонского заговора против России и политики золотого рабства (то есть её экономическое подчинение еврейским капиталом). Своё отношение к масонству он изложил в статьях: Возрождение чернокнижия, Что такое масоны, Эпоха Магницкого и других. Предположительно, на его взгляды, помимо западных авторов, также оказал влияние профессор Императорского Казанского университета К. С. Мережковский (брат писателя-мистика Д. С. Мережковского), находившийся в тесном контакте с В. Ф. Залеским.

В. Ф. Залеский являлся автором проекта объединения всех славян под эгидой России в союз государств под названием Великая Виндия (или Великая Славия), в котором все славянские племена образуют самостоятельные государства, объединяемые деятельностью союзного совета в освобождённом Царе-Граде, ради чего предлагал, в частности, восстановить независимость Польши (с одновременным переселением всех поляков за пределы Российской империи). Свои соображения он обобщил в исследовании Грюнвальдский бой прообраз единения славян (К тысячелетию борьбы славян с немцами), получившем в 1910 г. конкурсную премию от Московского Славянского Вспомогательного Общества. Кроме этого, В. Ф. Залеский написал и опубликовал научный труд Системы призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западно-европейских государств, получивший в 1912 г. положительный отзыв сенатора А. Ф. Кони и удостоенный Комитетом Попечительства о Трудовой Помощи большой премии (в половинном размере). По позднему свидетельству самого В. Ф. Залеского, в 1912 1913 гг. он написал также работы Отечественная война 1812 года и Улучшение сорта возделываемых растений, а с весны 1915 г. занялся изобретениями в области органической химии, обратив на себя внимание профессоров А. Е. Арбузова и А. Я. Богородского, однако дальнейшая судьба этих работ до настоящего времени не прояснена.

Политическая деятельность

С 1905 г. В. Ф. Залеский активно включился в деятельность местного право-монархического движения, выступив главным инициатором создания в декабре 1905 г. Казанского Царско-Народного Русского Общества (КЦНРО), бессменным председателем Совета которого состоял на протяжении всей его деятельности до марта 1917 г. Одновременно с ноября 1906 г. он являлся председателем Совета Казанского Губернского отдела Союза Русского Народа (КГО СРН), выступал инициатором и проводником создания Царско-Народного Мусульманского Общества и целого ряда отделов СРН в Казанской губернии.

В декабре 1906 г. вместе с председателем Совета Казанского отдела Русского Собрания А. Т. Соловьёвым и председателем Совета Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани А. И. Кукарниковым В. Ф. Залеский вошёл в так называемую Областную Управу Объединённого Русского Народа, ведению которой должны были подлежать все губернии Волжско-Камского края. Во время раскола в монархическом лагере он открыто выступил против А. И. Дубровина и вступил в многолетнюю непримиримую полемику с А. Т. Соловьёвым, значительно усугубившую кризис казанского черносотенного движения. Одним из следствий последнего стал раскол в КГО СРН. 30 марта 1910 г. Главный Совет СРН принял постановление об исключении В. Ф. Залеского и его товарища (заместителя) А. Е. Дубровского из СРН, но уже в июне 1910 г. приехавший с инспекцией в г. Казань уполномоченный обновленцев Ф. Д. Лиховидов признал их сохранившими звание членов и прежние посты. Однако это не спасло КГО СРН от окончательного распада: в 1911 г. В. Ф. Залеский выступил одним из трёх учредителей формально самостоятельного Казанского Союза Русского Народа, который, главным образом, числился на бумаге.

В. Ф. Залеский являлся одним из организаторов и председателем Первого Волжско-Камского Областного патриотического съезда в г. Казани 21 25 ноября 1908 г., участником целого рода правомонархических форумов различного уровня, в том числе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в г. Киеве 1 7 октября 1906 г., 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в г. Москве 26 апреля 1 мая 1907 г., Всероссийского (Восторговского) Съезда Русских Людей в г. Москве 27 сентября 4 октября 1909 г. и Съезда правых профессоров в г. Санкт-Петербурге в декабре 1911 г. Помимо Казани, В. Ф. Залеский в разное время выступал на собраниях монархистов во Владимире, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Уфе, Чистополе и других городах.

11 марта 1906 г. В. Ф. Залеский был представлен Императору Николаю II в Царском Селе, куда прибыл вместе с другими выборными от казанских черносотенных организаций (во главе депутатации от КЦНРО). 10 сентября 1910 г. во главе делегации КЦНРО он также встречался с председателем Совета министров П. А. Столыпиным, находившимся в г. Казани. В. Ф. Залеский принимал активное участие в выборах разного уровня, в том числе в Государственную Думу всех созывов, занимался политической деятельностью в стенах Императорского Казанского университета (за что неоднократно подвергался бойкотам, обструкциям и угрозам физической расправы со стороны прогрессивно настроенных студентов), выступал инициатором и активным участником целого ряда громких политических кампаний (в том числе дискуссии о ненормальности постановки инородческого образования в Казанской губернии, во время которой с крайних русификаторских позиций критиковал миссионерскую систему Н. И. Ильминского).

В. Ф. Залеский являлся редактором-издателем газет Черносотенец и Сошники(г. Казань), а также Предвыборной Газеты (4Рпервый и последний издан в г. Казани 30 сентября 1912 г. В. Ф. Залеским и Ю. Ю. Кудиновым), а также автором стихов патриотического и исторического содержания, часть которых была опубликована в виде брошюр и листков: Отклики войны, Кайзер и Великий Князь (1915 г.) и других. В. Ф. Залеский являлся также автором целого ряда популярных брошюр политического характера, в том числе: Политические партии (общедоступные заметки) (1906 г., два издания), Наставление лицам, открывающим новые отделы Союза Русского Народа (1906 г.), Что такое Союз Русского Народа и для чего он нужен? (1907 г.), Как прибавить земли крестьянам? (1908 г.) и других.

Любимым детищем В. Ф. Залеского являлась портновская школа КЦНРО, постановка преподавания в которой была признана в мае 1909 г. экспертами Казанской ремесленной управы образцовой, подтверждением чего стало награждение её летом 1909 г. похвальным листом министерства финансов за почин организации портновских мастерских в Казани. В 1915 г. Комитет Попечительства о Трудовой Помощи удостоил премии имени Императрицы Александры Феодоровны научный труд В. Ф. Залеского Попечение о беспризорных и покинутых детях, в котором он, в частности, сделал вывод о том, что приютско-патронажная система подлежит замене системою охраны материнства. Кроме этого, В. Ф. Залеский был хорошо известен в г. Казани как домовладелец, активно отстаивавший интересы этой категории собственников.

В начале марта 1917 г. В. Ф. Залеский заявил сначала о приостановлении политической деятельности небольшой группы правых, объединившихся вокруг портновской школы, а затем объявил, что: В Казани правых организаций нет. Одновременно он заявил о своём признании нового строя, но, несмотря на это, 17 19 марта 1917 г. подвергся аресту. Одно из стихотворений В. Ф. Залеского под названием Народ-Богоносец, написанное в июле 1917 г., свидетельствует о его глубоком разочаровании в настроениях и поведении русских людей в период военных и общественных испытаний.

Дальнейшие сведения о В. Ф. Залеском носят фрагментарный и противоречивый характер. После октября 1917 г. В. Ф. Залеский продолжал работать на юридическом факультете Казанского университета на кафедре энциклопедии и истории философии права. В соответствии с постановлением Совета Казанского университета от 14 декабря 1918 г., он, в числе прочих, был признан отчисленным из него с 1 января 1919 г., как выбывший из г. Казани по обстоятельствам гражданской войны.

Вероятно, В. Ф. Залеский покинул город в ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. во время массового исхода из него населения после ухода народоармейцев и перед вступлением в г. Казань частей Красной Армии. По некоторым сведениям, он поддерживал белое движение. Известно также, что в 1919 г. В. Ф. Залеский работал профессором в Томском университете. Архив В. Ф. Залеского, хранившийся в Научной библиотеке Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина, сохранился лишь фрагментарно, так как значительная его часть была уничтожена в советское время.

Hosted by uCoz