Menu

Деревенская еда на дом

деревенская еда на дом

Фульбе, или фула, фулани (фула: fule, ед. ч. pullo) народ, распространённый на обширной территории в Западной Африке: от Мавритании, Гамбии, Сенегале и Гвинеи на западе до Камеруна и даже Судана на востоке. Говорят на языке фула атлантической семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков.

Название

Фульбе самоназвание этого народа. Иногда может употребляться название фула (заимствованное из языков манден) или фулани (из хауса). В долине реки Сенегал проживает оседлая народность тукулёр, также говорящая на языке фула. Фульбе и тукулёр вместе могут называться haalpulaar0Хn (говорящие на фула).

Язык

Язык Фула разделён на 4 диалекта и принадлежит к западно-Атлантической ветви Нигеро-Конголезской семьи. Насчитывает порядка 10 миллионов носителей языка .

История

В то время как их происхождение до сих пор вызывает споры, арабские писатели упоминают об их существовании еще около 1000 лет назад. Однако эксперты полагают, что Фула произошли из региона нынешней территории Северного Сенегала. Веками они мигрировали со своими крупным рогатым скотом оккупируя обширные территории в регионах Сахеле и саванны и Западной Африки и превратились в большое количество субгрупп с различными обозначениями включая Фульбе, Джелгове, Гурма, Горгаве, Феллата, Фула, Фулакунда, Боророс, Водаабе, Пеул, Пулаар, Халпулаар, Липтаако, Тукулёр и Тукулор .

Своё начало Фула берут в долине реки Сенегал, где они основали свои королевства. Примерно до начала IX века они продолжали свою миграцию в регионы Бунду, Бамбук, Диомбоко, Каарта и Багана. Наконец те, кто сосредоточились в Ферло с XI по XIV века переехали в различных группах в Фута Джалон, в бассейн реки Вольта, в Гурму, в страну Хаусса, в Адавама, Богхирме, Уадай.

Некоторые считают, что Фула имеют Семитское происхождение. Согласно традиции, предком Фула был библейский Иаков (он же Израиль), сын Исаака, сын Авраама, который покинул Ханаан и отправился в Египет, где один из его сыновей, Иосиф был правой рукой фараона. Израильтяне процветали и увеличивали свою численность проживая в Египте. Фула произошли от них. Спустя длительное время пришёл к власти новый фараон, который не знал о заслугах Иосифа. Он заставил израильтян трудиться подобно рабам. Фараон угнетал людей, среди которых были и Фула, владевшие множеством крупного рогатого скота. Они эмигрировали из Египта. некоторые из них вернулись в Палестину и Сирию под водительством Моисея, а другие пересекли Нил со своим скотом и направились на запад. Они назвались фоутх или фоудх, то есть те, кто ушли. Группа последних двинулась по краю Сахары в Туат-Аир и далее в Западную Африку.

Те, кто пришел в Масину (современное Мали) распространились по соседним регионам, где они примкнули к группе Фула из Марокко. Это происходило примерно в 700 годах нашей эры. Группы Фула из Марокко двинулись на юг и вторглись в регион Тагут, Адрар, Мавританию и Фуута Тооро.

Существуют и другие версии происхождения народа Фула:

Социальная организация

Традиционная социальная система довольно сложная. Фула и африканцы вообще склонны идентифицировать себя и других по социальным группам

Общество Фула имеет три касты: Римббе, Нинббе, Джейааббе.

Религия

Пророк Мухаммед проповедовал в Мекке, в Саудовской Аравии. После его смерти в 632 году ислам продолжал свой рост и постепенно достиг стран, далёких от Аравии в Азии, Европе и Африке. Ислам распространился в Восточной Африке через коммерцию. Тимбукту, Дженне и Гао в современном Мали стали огромными центрами торговли. Фула, которые вели как оседлый образ жизни так и кочевой сыграли важную роль в истории Западной Африки. Некоторое количество западно-африканских королевств и империй находились под сильным влиянием со стороны Фула. Фула стали мусульманами примерно в XI веке нашей эры. С Альморавидами они завоёвывали все земли на пути в Южную Испанию и уничтожили империю Гана. С 1750 по 1900 годы они участвовали в большом количестве священных войн (джихад) под знаменами ислама. В первой половине XIX века Фула покорили две важных империи. Одна базировалась в Мессине, контролируемая Тимбукту; другая, с центром в Сокото, включала хаусанские города-государства, часть Борно и Западный Камерун. Эмир Сокото продолжал править частями Северной Нигерии вплоть до Британского завоевания 1903 года .

Культура

Традиционное пение под барабан Фирду Фула. Лишь немногие знают, что барабаны Мандинка произошли от Фирду Фула. Фирду Фула играют на той же установке из трех настроенных барабанов что и мандинка, но в абсолютно разном стиле пения и ударов в барабан. Как и Мандинка, барабанщики Фирду Фула играют связные ритмы, которые отрабатывались поколениями, сочиняя музыку из разных барабанных тонов. Различие между двумя стилями музыки едва ли заметно среди богатства традиционных ударных инструментов Западной Африки. (Корочанцев 1987: С.). Барабаны Фирду Фула стали ассоциироваться с Мандинка (главной этнической группой Гамбии), но согласно устной истории Фирду Фула были первыми.

Мандинка утверждают, что первооткрывателем барабанов был Фирду Фула охотник по имени Мади Фула. Однажды он наткнулся на дьявольскую деревню где-то в кустах региона Нямина. Войдя в деревню, Мади Фула спрятался на дереве и оттуда увидел чертей, играющих на барабанах. Он оставался на дереве пока черти не ушли и потом убедил главу деревни отдать эти барабаны ему. Когда черти вернулись, пришли в ярость от того, что люди отдали из кустов их барабаны. Они стали неистовствовать пока не были остановлены марабутами (людьми с мистической религиозной силой). Говорят, что черти до сих пор охотятся за своими барабанами и иногда заставляя главный барабан играть самому по себе.

Три барабана настроены таким образом, что каждый отвечает другому благодаря размеру. Два барабанщика поддерживают ритм двумя маленькими барабанами, в то время как третий импровизирует соло на высоком и поразительно тонком(стройном) барабане, который называется сабаро. Солист имеет огромную свободу действия, но все равно уважает традиционный стиль каждого ритма.

Каждый барабанщик создаёт разнообразные тона ударяя в барабан одной свободной рукой и короткой палкой, хотя для некоторых ритмов, барабанщикам поддержки приходится использовать две свободных руки. Кроме того, каждый барабанщик надевает браслет из железных колец на запястье.

Фульбе кочевники-скотоводы, пасущие свои стада в обширных сухих внутренних районах Западной Африки. Они редко смешиваются с местными оседлыми земледельцами. Фула обычно кочевые пастухи, а также торговцы и фермеры, живущие по всей Западной Африке. В настоящее время большинство Фула живет в городских центрах (Попов 1998: С.).

Фула обитают в самых разных жилищах, начиная с простых временных хижин и заканчивая сложными строениями. Обычно, кочующие женщины Фула, которые часто руководят строительством семейных палаток и временных укрытий, плетут стены и настилают маты на пол. Однако многие дома и даже большие сооружения строят из саманных кирпичей, стены обмазывают глиной. Большие постройки типа мечети имеют подпорки из дерева. Они создают впечатление скелета в здании. Самое известное здание из глины это мечеть в Дженне, городе, построенном на острове на реке Нигер (Попов 1998: С.).

Большая часть еды, которую употребляют жители деревни, приходит с ферм и из соседних деревень. Фула выращивают сорго(хлебный злак), просо, кукурузу и рис, а также овощи, бобы, фрукты и финики. Многие семьи выращивают кур, уток, коз, овец и другой скот для мяса. К тому же куры и утки дают яйца, а козы и коровы дают молоко, как просто для питья, так и для изготовления масла и йогурта. Жители деревень покупают сахар, кофе и специи в маленьких магазинчиках или на соседних рынках (Попов 1998: С.) Фульбе, сохранившие традиционный, деревенский уклад жизни, практически не едят говядины, убивая корову только в особых случаях. Также важным элементом питания фульбе являются разнообразные соусы.

Фула известны своей поразительной одеждой, которую они умело носят. Своими тяжеловесными золотыми украшениями и татуировками в стиле своего племени. Золотые серьги у женщин являются признаком состоятельности и указывают на определенный статус. они отражают значимость золота в транс-сахарской торговле (Попов 1998: С.).

Hosted by uCoz