Menu

Китайская еда на дом спб

китайская еда на дом спб

Нгаванг Лобсанг Чокьи Ньима Тензин Вангчуг (монг. , тиб. ), теократический правитель Монголии (19110la href="/wii/1921" title="1921">1921), монарх Монголии с ограниченными правами (19210la href="/wii/1924" title="1924">1924). Первый и последний хан независимой Монголии (Халхи) с конца XVII века.

Биография

Богдо-гэгэн VIII родился в 1870 году в семье тибетского чиновника спустя год после смерти своего предшественника, Богдо-гэгэна VII. Первые годы жизни он провёл с матерью в лхасском дворце Далай-ламы, Потале. Официальное признание мальчика новым Богдо-гэгэном состоялось в Потале при участии Далай-ламы XII и Панчен-ламы. В 18730la href="/wii/1874_D03D0ED04" title="1874 год">1874 годах из Монголии в Лхасу отправилась большая торжественная процессия, в том числе и российские бурятские ламы, чтобы сопроводить хубилгана в Монголию. В 1875 году Богдо-гэгэн VIII благополучно прибыл в Ургу.

Через несколько месяцев новый Богдо был представлен монгольскому народу, знати и духовенству, однако он 0мi>не стал игрушкой в руках лам, а наоборот, держал их в своих руках. С юных лет он мечтал если не восстановить великое царство Чингисхана, то хотя бы освободить Монголию от китайцев и сделать самостоятельной. Удельные князья боялись его, народные массы любили0РСамостоятельный, умный первосвященник-правитель не был приемлем ни для Тибета, ни для китайцев.

По прошествии всего лишь пяти лет после приезда в Ургу из Тибета, в десятилетнем возрасте, Богдо-гэгэн начал проявлять беспокойство по поводу засилья в столице китайских торговцев, опираясь на старинный обычай удалённости монастырских построек от мира и всего мирского. В 1882 году он предоставил на имя цинского императора Гуансюя доклад, в котором уведомил, что, если китайский торговый квартал не переедет за город, то сам Богдо-гэгэн перенесёт свою ставку из Урги в Эрдэни-Дзу. Китайские власти пошли на уступки и удалили торговцев от монастыря (характерно, что русские торговые постройки остались на своих местах).

Богдо-гэгэн скрыл в своём дворце своего старого учителя, отказавшись выдать его для суда китайской администрации; активно протестовал против повышения налогов ургинским амбанем Дэ Лином, отказывался от встречи с ним и в конце концов добился его отставки, несмотря на его пекинскую протекцию. Так молодой Богдо-гэгэн, новый энергичный лидер буддийской Монголии, спровоцировал даже попытки покушения на его жизнь со стороны имперских властей:

Богдо-гэгэн и дальше выказывал активную антипатию к китайцам, что вынудило цинские власти искать способа избавиться уже не только от самой неугодной им фигуры Богдо-гэгэна, но даже и от его будущих воплощений. Следующим образом характеризует эту ситуацию М. Г. Торновский, сподвижник барона Унгерна в последующем антикитайском восстании в Монголии:

Богдо-гэгэн недолюбливал и нового Далай-ламу XIII, что проявилось в 1904 году, когда тот прибыл из Тибета в Халху, спасаясь от оккупации Лхасы британским экспедиционным корпусом Янгхасбенда. 0ЂАPвремя пребывания Далай-ламы в Урге между ним, его двором и хутухтой с двором последнего шли непрерывные недоразумения. Так, Богдо-гэгэн не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, ни разу не навестил его за всё время его пребывания в халхаской столице, и распорядился выставить подготовленный для него трон в подведомственный ему ургинском монастыре, найдя его более почётным, нежели свой. Ф. И. Щербатской сообщает, что Богдо-гэгэн даже якобы провёл специальный тантрический ритуал изгнания (гурум), направленный на выдворение Далай-ламы из столицы.

Как уже было сказано, женитьба Богдо-гэгэна была обусловлена политическими мотивами основанием теократической монархии, в которой власть наследовалась бы от отца к сыну. Возможно, сказался также и пример родного младшего брата Богдо-гэгэна, тибетца Лувсанхайдава, который прибыл в Монголию в начале XX века на должность государственного оракула во вновь построенную для него резиденцию. Лувсанхайдав был известен как приверженец практик школы кагью, и был женат. Нарушение целибата было в Монголии, где господствовала школа гелуг, делом беспрецедентным.

Козлов П.К. "Тибет и Далай-лама"

Богдо-гэгэн, за неимением собственных детей, усыновил сына Цэндийн Дондогдулам, позже ставшего известным как Тойн-лама, но тому так и не довелось сыграть роль, приготовленную для него отцом.

От злоупотребления алкоголем Богдо-гэгэн повредил зрение. По предположению М. Г. Торновского, это могло случиться из-за недобросовестности поставщиков спирта, продавших ко двору Богдо-гэгэна денатурат. Сивушное масло безвозвратно разрушило глазные нервы Богдо-гэгэна. Чтобы восстановить зрение, согласно результатам гаданий, в столичном монастыре Гандантэгченлин была возведена двадцатишестиметровая статуя бодхисаттвы Арьябалы Мэгжид Жанрайсэг. Храм для статуи был окончен только к 1914 году, но и тогда это мероприятие не привело к успеху. Халхаские князья рассчитывали, что практически слепой Богдо-гэгэн станет лёгким объектом их влияния, и выказывали ему широкую лояльность. Тем не менее, даже несмотря на свой недуг, Богдо-гэгэн VIII показал себя активным и самостоятельным политиком.

Синьхайская буржуазная революция 1911 года в Китае привела к кризису цинской администрации в Монголии. В июне 1911 года в Урге состоялось большое тайное совещание халхаских монгольских лам и князей по инициативе и под председательством Богдо-гэгэна. Официальным поводом к собранию было обсуждение предложения Китая о китайской колонизации Халхи; фактически же обсуждалось отношение Халхи к китайской революции. Была оглашено и немедленно одобрено провозглашение независимость Монголии. На следующий день по окончании съезда ургинскому китайскому амбаню Сандо был вручён соответствующий манифест с требованием к китайской администрации покинуть пределы страны. Было сформировано правительство во главе с Богдо-гэгэном. 18 ноября за подписью Богдо-гэгэна был обнародован манифест, в котором утверждалось, что с ликвидацией императорской власти в Китае Монголия теряет свою зависимость от него, а также провозглашались административная, военная, геральдическая, налоговая реформы. 16 декабря Богдо-гэгэн был официально возведён на монгольский престол с титулом Джебдзун-Дамба-Хутухта-хан Народом возведённый, фактически наследуя власть над Халхой у последнего цинского императора ("Богдо-хана") Пу И. К новопровозглашённому государству, однако, не присоединился Урянхайский край, также бывшее цинское владение, которое Богдо-гэгэн, приглашённый туда как религиозный глава местных монастырей, посещал в 1910 году.

В 1912 году Богдо-гэгэн санкционировал открытое военное противостояние с оставшимися в Монголии китайскими гарнизонами; так, в частности, объединённым монгольским войском, фактически руководимым Джа-ламой, был разбит гарнизон крепости китайского амбаня Западной Монголии, находившийся в Ховде. За это Богдо-хан пожаловал ему титул хошунного князя, однако, узнав о жестоких порядках, заведённых Джа-ламой в своём хошуне, а также о его сепаратистских планах, в 1914 году отправил запрос российскому правительству на его арест.

После Октябрьской революции в России Богдо-хан лишился внешней поддержки, и милитаристский Китай начал активно возвращать свои позиции в Монголии. В 1919 году в Ургу прибыл во главе 20-тысячного войска генерал Сюй Шучжэн, и взял Богдо-гэгэна под арест. Прибывший впоследствии на место генерала Сюя цзяньцзюнь Чэнь И предоставил ему некоторую свободу действий, однако запретил выезжать из города.

И китайцы, и Богдо-хан пытались искать поддержки у российских большевиков. Так, с неофициального согласия Богдо-гэгэна, ещё в 1918 году в Алтан-Булаке, близ русско-монгольской границы, монголы вели переговоры с большевистскими эмиссарами.

В конце 1920 года в ставку барона Унгерна фон Штернберга, командира Азиатской конной дивизии, находившуюся на Керулене, непосредственно от Богдо-хана прибыл глава Шабинского ведомства, Хушиктен-лама, и передал Унгерну официальную просьбу об интервенции в Халху и пророчество о том, что в феврале 1921 года он выбъет китайский гарнизон из Урги. Богдо-хан благословил халхаских князей на создание объединённой армии в помощь Унгерну. 29 января к Унгерну в долину Убулун прибыл лама-учитель Богдо-гэгэна, передавший ему личное письмо с благословением на изгнание китайцев из Урги, а также устный план предварительного похищения Богдо-хана из-под китайского ареста.

В ночь на 3 февраля тибетская сотня хорунжего Тубанова вывезла Богдо-хана из его ургинской резиденции у северного подножья горы Богд-Хан-Уул, и сопроводила его в монастырь Манзушир-хутухты. На следующий день Азиатская дивизия заняла столицу.

В результате в Урге было сформировано новое монгольское правительство во главе с Богдо-ханом, который по этому случаю принял участие в пышном церемониальном молебне, обозначавшим начало новой счастливой жизни в Халхе. Фактически же власть в городе была в руках Унгерна, состоявшего при Богдо-гэгэне главнокомандующим вооружённых сил Монголии.

Сам Богдо-гэгэн панически боялся лично Унгерна, а также не мог сочувствовать переписке последнего с некоторыми китайскими гоминьдановскими генералами, стремясь заручиться их военной поддержкой против большевиков, и фактически санкционировал июньское наступление 1921 года Монгольской Народной Армии под командованием Сухэ-Батора на Ургу, оставленную Унгерном после неудачного похода в Бурятию. Унгерн планировал перевести Богдо-гэгэна и его семью в Западную Монголию, в Улиастай, подальше от фронта, однако сам Богдо-хан под разными предлогами остался в Урге. Узнав о его нежелании покидать столицу, Унгерн послал Богдо-хану письмо следующего содержания:

После взятия Сухэ-Батором столицы теократическая неограниченная монархия в Монголии была заменена ограниченной, а после смерти Богдо-гэгэна 17 апреля 1924 года ликвидирована. В 1929 году Монгольская народно-революционная партия наложила окончательный запрет на поиски новых тулку Джэбцзун-Дамбы.

Интересные факты

Hosted by uCoz