Menu

Еда на дом петербург

еда на дом петербург

Белорусы (белор. ) восточнославянский народ, общей численностью более 10 млн человек. Также проживают в России, на Украине и в других странах.

Этногенез

Этногенез белорусов происходил под влиянием географо-климатических, социально-экономических, политических, церковно-религиозных факторов на территории Верхнего Поднепровья и Среднего Подвинья.

Нет единого мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности. Некоторые исследователи (Г. В. Штыхов, Н. И. Ермолович, М. А. Ткачов и другие) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке, а процесс формирования белорусской нородности начался ещё в XVII-XVIII веках . Археолог В. В. Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII-XIV веках. М. Гринблат - в период с XIV по XVI век.

Существуют несколько концепций этнической основы белорусов. Среди основных выделяются финская И. А. Ласкова, балтская В.В. Седова, кривичско-дреговичско-радимичская (Е. Ф. Карский, М. В. Довнар-Запольский, В. И. Пичета) и древнерусская (С. А. Токарев, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков).

Особую группу составляют полешуки жители Полесья (преимущественно Западного), наиболее своеобразны среди них пинчуки население Пинского Полесья16. Между тем, принадлежность населения Западного Полесья к белорусскому этносу весьма спорна.

История

По одной из распространенных версий ряд племен, в том числе восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, северян, волынян и др., а также балтийское племя ятвягов в IX0€ вв. вошли в состав Киевской Руси, в рамках которой консолидировались в древнерусскую народность.

В середине 130a4 вв. белорусские земли были включены в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и иных. С середины 13 в. до 1569 г. ВКЛ существовало как фактически независимая суверенная держава, после Люблинской унии 1569 г. до конца 18 в. в составе Речи Посполитой как одна из двух основных составных частей этой конфедерации.

В 18 в. после разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) белорусские земли вошли в состав Российской империи. При этом существование самостоятельного белорусского этноса в России оспаривалось историками, географами и языковедами империи (И.И. Срезневским, Н.И. Костомаровым). Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута народнической группой Гомон, действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е годы под влиянием аналогичных украинских групп.

После революции 1917 и создания белорусской государственности (БССР) произошли радикальные изменения в жизни белорусов: в довоенный период резко изменились их условия жизни, выросла грамотность, началось преподавание белорусского языка в школах, начали вырабатываться нормы белорусского литературного письма. Этому также способствовало присоединение к БССР территории Западной Белоруссии (1939). Проводилась политика развития хуторов в 1920-х годах (прищеповщина) и коренизации, которая однако в послевоенный период пошла на убыль.

Вопросы развития белорусского языка и белорусской культуры были снова подняты в конце восьмидесятых годов. В декабре 1991 была создана суверенная Белоруссия (Республика Беларусь).

Культура

При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.

Язык

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм.

Согласно данным переписи населения Республики Беларусь 1999 года, около 85 белорусов, проживающих в Белоруссии, родным называют белорусский язык (восточная подгруппа славянской группы индоевропейской языковой семьи; различаются его юго-западный, северо-восточный и средне-белорусский диалекты; письменность на основе кириллицы).

Для подавляющего большинства белорусов характерен билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает пользоваться русским языком. По итогам исследования национальной идентичности белоруса белорусским языком постоянно пользуются всего 6 белорусов. Русским языком постоянно пользуются почти 74 белорусов.

Среди белорусов также распространена трасянка.

Вероисповедание

Верующие белорусы в основном православные; около 20 католики (преимущественно латинского обряда, есть немногочисленные общины греко-католиков), а также протестанты (баптисты, пятидесятники и др.).

Традиционные занятия

Традиционные занятия белорусов земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных двухполье.

Основные пахотные орудия соха (полесская, или литовская, витебская, или перекладка, поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Промыслы и ремёсла

Получили развитие промыслы и ремёсла изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Поселения

Вёска (деревня) наибольшее распространение, местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора.

Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI-XVII веках. Число домов в поселении от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Жилище

Эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол, и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене, на кухне полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.

Состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлева), сарая для сена (евни, осети, пуни). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционный комплекс одежды

В конце XIX середине XX веков сформировались и бытовали традиционные строи одежды.

Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с панёвой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также панёвы, фартуки. Юбки красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь лапти, праздничная постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сермяга, бурка, латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Кухня

Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные солодуха, кваша, кулага и неквашеные калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки сковородники, преснаки, коржи; в праздники пироги.

Традиционная еда белорусов блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков чая, какао, кофе. Однако, не исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

Семья

В XIX веке многие крестьяне жили большими семьями отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце XIX века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В 19 и даже в начале XX века в деревне сохранялись элементы общинной организации взаимопомощь односельчан в работе талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

По мнению журналистки Елены Спасюк, в белорусских семьях распространено физическое насилие в отношении детей, но по мнению психолога Романа Крючкова, со временем его применение становится менее распространенным. неавторитетный источник?

Обряды

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды Белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у Белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у Белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, нашли отражение дохристианские представления Белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен.

Hosted by uCoz